
Приступать к обучению навыкам чтения следует значительно раньше, чем к обучению письму. Многими родителями и воспитателями отмечено, что склонность к запоминанию букв у детей до трёх лет намного лучше, чем у тех, кто постарше. Поэтому чем раньше ребёнок выучит буквы – тем лучше.
Итак, что нужно для того, чтобы научить ребёнка читать? Для этого Вам потребуются не книги и даже не букварь, а карточки со словами. Сделайте эти карточки из бумаги или картона, вырезав полоски около 10-ти сантиметров в ширину. Затем напишите на них слова. Основное требование – чтобы слова не были слишком длинными и были написаны максимально разборчиво.
Для написания используйте маркер, оставляющий широкую яркую линию. Чем она шире – тем лучше. Сами буквы тоже должны быть большими – 4, а то и 5 сантиметров. Заготовьте несколько таких карточек, а затем покажите все по очереди и озвучьте каждое написанное слово. Это упростит задачу с изучением букв, так как ребёнок будет запоминать по несколько букв сразу, а не каждую по отдельности.
Не спешите сами и не торопите ребёнка. Пусть у него будет время произнести самому и запомнить. Однако и сильно медлить не нужно – рискуете утомить ребёнка и наскучить ему с этим занятием. Используйте такие слова, которые в общей сложности задействуют все буквы алфавита. Эти слова также должны быть хорошо знакомы малышу и вызывать приятные ассоциации. Старайтесь чередовать карточки со словами так, чтобы несколько слов подряд не начиналось с одной буквы. Повторяйте такое занятие несколько раз в день.
Когда Ваш малыш успешно овладел умением распознавать буквы и самостоятельно читать слова, перейдите на следующий этап. На этот раз следует написать на карточках не слова, а словосочетания, но опять же – не слишком длинные и такие, которые легко произносить. Лучше всего на этом этапе использовать словосочетания, в которых задействованы названия цветов. Для этого приготовьте специальные карточки, где на одной стороне будет написано прилагательное, а на другой – изображён предмет соответствующего цвета.
Как вариант, можно использовать также прилагательные, означающие физические качества предмета, как его размер, вес, состояние (и даже настроение, если речь идёт о человеке). Когда ребёнок запомнит эти слова, введите их в словосочетание со словами, изученными на предыдущем этапе.
Заключительный этап – обучение чтению предложений. Для этого используйте такие же карточки, как и раньше, только предварительно сделайте размер шрифта чуть поменьше. Изначально таких карточек может быть 5, и предложения на них должны состоять не более чем из двух слов – подлежащего и сказуемого. При этом предложения могут сопровождаться картинкой, которая иллюстрирует содержание написанного.
Со временем увеличивайте количество слов, добавляя в предложение второстепенные члены, например предложение «Коля ест» преобразуйте в «Коля ест суп», а его чуть позже – в «Коля ест грибной суп», и так далее. С этого будет начинаться четвёртый этап – распространённые предложения.
И наконец – пятый этап – чтение книг. Когда вы успешно научили малыша распознавать буквы и складывать их в слова и предложения, пришло время дать ему настоящую книгу. При этом книга должна соответствовать таким требованиям:
1) на каждой странице – не более одного предложения, сопровождаемого соответствующими иллюстрациями;
2) словарный запас – от 50 — до 100 слов;
3) шрифт – не менее сантиметра в высоту.
Такая книга послужит не только хорошим средством досуга, но и закрепит приобретённые навыки чтения. Успехов вам!